Previous Entry Поделиться Next Entry
И о музейных ценностях
ivolga
ivvvolga
В конце прошлого года я поддалась всеобщему сумасшествию и загорелась желанием посетить шумно рекламируемые выставки итальянской живописи в Москве. К сожалению, с выставкой шедевров Рафаэля в ГМИИ им. Пушкина мы пролетели сразу, поскольку билеты на нее были раскуплены "еще в прошлом столетии". Но этот неудачный опыт был учтен при планировании похода на вторую выставку - шедевров из собрания Ватикана, которая проходила в Третьяковке.

После сноса музейных дверей любителями Серова, Третьяковка ввела практику продажи ограниченного числа именных(!) билетов на определенное число дней. Купить билеты можно было в кассах музея (отстояв мега очередь) и в интернете (теоретически возможно, но практически почти нет). И я наивно думала, что достаточно просто зайти на сайт галереи ровно в момент начала продажи очередной порции билетов и не упустить этот шанс. В реальности все было иначе.

Сайт Третьяковской галереи не выдержал популярности и уже через пару минут выдал сообщение, что "он не в силах, он прилег". Однако, каким-то чудесным образом, меня все-таки не выкинули совсем со страницы покупки билетов (хотя главная страница галереи уже не работала), но и перейти на следующий этап (подтверждения заказа) не получалось. В течение нескольких часов я упрямо доказывала, что я тоже человек, а не робот, и я могу на этих дурацких капчах выбрать все фрагменты с дорожными знаками или пиццей, и даже обвести контур вокруг чашечки кофе и пр. Но нет, система была тупее или упрямее. Вежливо и спокойно(?!) я выключила ноутбук и ушла успокаиваться заниматься другими делами.

Ближе к вечеру зашла уже просто из ехидного любопытства убедиться, что все билеты по-прежнему в руках Третьяковки, но с удивлением обнаружила, что таки нет! Штук 5 уже проданы! Ах так! Ну давайте продолжим разговор. Упрямство к тому времени в моем организме видимо восстановилось и опять достигло минимально необходимого значения. Окружающие уже не просто удивлялись моему безумству, но и начали серьезно волноваться. И вот! В 20:00 уважаемая галерея сдалась. После очередного Ctrl F5 я вдруг прошла второй уровень, и перешла на третий, а потом на четвертый и так до 6-го! Глазам своим не верю, нервно ввожу данные карточки, неужели, и оплата пройдет?! Да!

Записываю так подробно, чтобы в следующий раз сильно подумать, а хватит ли терпения?! Или лучше сразу идти в живую очередь?! Ведь в итоге времени потрачено не меньше, а там хоть свежий воздух и интеллигентные люди вокруг.

А пост этот будет конечно не о билетах, а о прекрасном и двух столичных мастодонтах - ГМИИ имени А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее.
Фото все сделаны на телефон.

logo


Выставка в Третьяковской галерее "Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо"

Проходила в отдельном корпусе основного здания в Лаврушинском переулке. Три зала, чуть больше 40 картин. Залы небольшие и даже ограничение количества посетителей не спасает от скученности возле каждой картины. В первом зале наблюдали как народ ходит буквально паровозиком вдоль картин, внимательно слушая аудиогид. Кстати, текст аудиогида прекрасно читает Вениамин Смехов, отрывки можно послушать на сайте. Кроме аудиогида можно было бесплатно получить небольшую брошюру с кратким описанием произведений.

TG-3


Очень меня удивило количество пенсионеров на этой выставке. Точно не меньше половины всех посетителей, а то и больше. Интересно, как они добывают билеты? Или именно из них и состоит вся живая очередь в кассу!? Ну и вопрос к организаторам, если такое огромное количество людей не смогло попасть на выставку, то почему бы не продлевать время ее работы, ну хотя бы до 24 часов?! Тем более, что она проходит в отдельном корпусе и не так много сотрудников задействовано.

Провели на выставке примерно час. Из всего увиденного больше всего впечатлила картина Гвидо Рени "Святой Матфей и ангел" (около 1620 г.) и Караваджо "Положение во гроб" (около 1603-1604 гг.).

TG-1

TG-2


Очень кстати перед этой выставкой сходили еще на лекцию в ГМИИ о Рафаэле и других гигантах итальянской живописи. Это в качестве компенсации за пролет мимо самой выставки Рафаэля. Билеты на лекцию можно было тихо-мирно купить в интернете. О самой лекции и лекторе тоже можно подробно написать, но уже и так много букв о высоком искусстве, еще сложится обо мне ложное впечатление. А на самом деле на подобном мероприятии были впервые, и очень забавно было оказаться в окружении "седовласых искусствоведов" и просто знатоков искусства, к коим мы конечно не относимся. Но стремимся.:о)


ГМИИ имени А.С. Пушкина

Спонтанный поход за вдохновением. Хотя и в этом музее, конечно, проходит сразу несколько выставок, на одну из них даже случайно попала и теперь клубок начинает раскручиваться дальше. Но пока о самом музее, вернее о Музее с большой буквы, настолько сильное впечатление он на меня произвел.

В главном здании я до этого не была, хотя несколько лет назад были в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, которая тоже часть ГМИИ. Но там все как-то именно "по-галерейски" - живопись. А вот в основном здании все начинается с Древнего Египта и Ближнего Востока. Потом Греция, Кипр и все античное. Именно в эти залы водят экскурсии школьников, из-за чего немного шумно, но зато краем уха можно услышать всякие подробности.

012


Вообще в будний день народа в музее практически нет, в отдельных "живописных" залах буквально один-два человека. По-моему смотрителей больше, чем посетителей. В связи с чем возникает вопрос, кто все те люди, которые готовы стоять часами на морозе за билетами на выставки? Почему их нет в музее?!

Я провела в этом храме искусства больше 4 часов. Это, конечно, ни о чем не говорит, и на самом деле это слишком много, через пару часов восприятие притупляется. Но это был обзорный забег и теперь я примерно понимаю как нужно разделить следующие визиты. Аудиогиды опять же можно предварительно скачать. Оказывается есть такой прекрасный ресурс с гидами (не только ГМИИ): izi.travel/ru/.

Дальше несколько фото. Не ожидала, что в музее можно фотографировать и не брала камеру, поэтому все фото телефонные.

002


Пересказывать описание экспонатов нет никакого смысла - все самое интересное описано на сайте.

Слева. Статуэтки жреца бога Амона Аменхотепа и певицы бога Амона Раннаи. Подробнее

003


Модель погребальной ладьи с гребцами и двумя статуями в ковчеге. Подробнее

004


Печати. Только не в форме привычных нам штампов, а круговые. Вероятно какие-то важные тексты.

006


Статуэтки. Двадцать первый век до н.э.!

007

Ложный сосуд египтянки Туйа и подголовник. Что такое ложный сосуд?! А подголовник?! Для живого человека или уже для мумии?! Справа сосуды для благовоний. Любопытно у них прическа переходит в горло сосуда.

009


Саркофагов в музее несколько, но некоторые пустые. А тут с мумией. И справа лежит мумия кошки.

011


Слева Канопы.

Канопа — ритуальный сосуд с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

Сердце кстати, всегда оставалось внутри мумии. Во время суда, на который попадал усопший, его сердце взвешивалось, и если оно было так отягощено грехами, что перевешивало перышко(!) богини справедливости, то его проглатывало чудище и этому египтянину не суждено было родиться еще раз. Вольное воспроизведение прочитанного.:о)

В ящике справа ушебти — специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда. Необходимы они были для того, чтобы выполнять различную работу в загробном мире вместо хозяина. Очень все у них продумано было.

013


Клинописные таблички. Вторая половина третьего тысячелетия до н.э. Месопотамия.
Размер - меньше спичечного коробка. Непонятно как это писали и как читали?!

014


Сокровища Трои. Единственный зал в музее, в котором кроме смотрительницы постоянно находится охрана. Зал небольшой, но сплошь золото. Главный шедевр коллекции -
Большая диадема из "Сокровище Приама". Подробнее

На табличке с описанием зала указано, что золотая коллекция найденная Генрихом Шлиманом хранится в ГМИИ с 1945 года. А на сайте музея написано, что "До 1945 года хранилась в Музее древнейшей и ранней истории в Берлине". Уже исходя из даты появляется мысль, что к нам она попала по реституции. Но все было еще запутаннее. Действительно с 1945 года коллекция хранилась в ГМИИ, но тайно и буквально только во времена Ельцина было признано, что коллекиция у нас и с тех пор она выставлена в музее. Бронзовая часть коллекции находится в Эрмитаже. А керамика(!) осталась в Берлине. :о)

015


Хотя мне например рассматривать античную керамику куда интереснее, чем ювелирные украшения.

017


Странно, что в этих залах практически нет посетителей. И тем сильнее бросаются в глаза неспешно передвигающиеся пары людей в штатском. И причем ходят они не молча, а даже о чем-то беседуя. Кто эти люди?!

018


Византийская живопись. К этому залу я уже изрядно устала, но все равно было очень интересно. Правда воспринимается византийская иконография скорее как живопись, уж очень сильно она отличается от привычных нам икон и ликов.

019

021


Ну а полностью живописные залы я прошла только ознакомительно. Оказывается у нас есть работы Питера Брейгеля, правда младшего.

022

023


Кроме Брейгеля еще вот этот голландец понравился. Мастер Криспина и Криспиниана (Арт ван ден Босхе).

Слева один из святых покровителей башмачников. А справа два представителя цеха сапожников. Чудесно! Интересно, покровители башмачников покровительствовали сапожникам или нет? Или у них была вражда?! Пойду полюбопытствую у интернета.

024


И в конце еще одно открытие для несведущих типа меня. Речь о Давиде Микеланджело, которого уж точно все знают. Оказывается это не просто какой-то прекрасный Давид, это сын еврейского народа! По Библии во время войны израильтян и фалистимлян мальчик-пастух Давид убил камнем из пращи великана Голиафа, сражающегося на стороне фалистимлян, и израильтяне одержали победу.

Микеланджело изобразил Давида обнаженным юношей-гигантом, готовящимся к решительной схватке. Давид стоит в спокойной позе, но в его фигуре ощущается внутреннее напряжение, а в лице – гнев и несгибаемая воля. На мой взгляд, ни в лице, ни в позе этого красавца нет ни гнева, ни воли. Ну Микеланджело конечно виднее.:о)

025


А вот Давид и Голиаф из Регенсбурга гораздо ближе к описанным событиям.

PICT0424


Есть еще много фото. И об отличной выставке в ГМИИ я не рассказала, но устали уже и лектор и слушатели. Может быть вдохновлюсь на еще один пост. Выставка еще работает (до 12.02.2017), поэтому кому интересно вот: Голоса воображаемого музея Андре Мальро.

Записи из этого журнала по тегу «Выставки»

  • (без темы)

    Почти год прошел, скоро наверное будет 2013-я итерация выставки. Описывать событие уже лень, поэтому только пара строк. Очень дорогие…

  • Подпольные фотографии с выставки

    До 18 августа в филиале Третьяковской галерее на Крымском валу проходит юбилейная выставка Михаила Васильевича Нестерова. Около 300 произведений из…

  • Музей имени Андрея Рублева

    Полное название музея "Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева" и расположен он на территории Спасо-Андроникова…


?

Log in