Previous Entry Поделиться Next Entry
26 сентября 2015. Мойковац - Вирпазар - Шкодарское озеро
ivolga
ivvvolga

Планируя дома маршрут мы, как туристы с некоторым опытом, подготовили запасные варианты - всякие проброски, срезки, возможности общественного транспорта и пр. на случай погодных или иных форс-мажоров. А поскольку к планированию основного маршрута меня обычно не допускают, ссылаясь на мою некоторую географическую неблагонадежность, то мне обычно достается подготовка культурной и исторической программы ну и в качестве общественной нагрузки на этот раза я сама взвалила на свои плечи подготовку "отходных путей". И вот, в Мойковаце наконец настал мой звездный час!

Итак, ужаснувшись накануне вечером автомобильному трафику на трассе Мойковац - Колашин - Подгорица, по которой планировалось дальше ехать, мы поняли, что этот вариант продолжения маршрута нужно срочно менять. Зарулили даже на автостанцию в Мойковаце, но был уже вечер и ничего подходящего для проброски мы не увидели - поехали ночевать в мотель. И тут я вспомнила, что в Мойковаце кажется останавливается поезд и в припасенных распечатках даже есть расписание этого поезда, вернее электрички! Срочно выяснили у отельного юноши, где находится вокзал, и как долго к нему ехать.. оказалось все совсем рядом. Удовлетворившись найденным решением вопроса, легли спать. А утром, почти за час до означенного времени, мы уже были на вокзале.

В это время на вокзале была всего одна местная тетя и служащий вокзала, который отказался продавать билеты, объяснив, что нас обилетит проводник непосредственно в момент посадки. Ну нет, так нет - смиренно ждем. Основное здание вокзала оказалось закрытым в связи с ремонтом - в зале ожидания сооружают какой-то музей и расписывают стены. Из интересного только вот этот паровоз. А к низкой платформе рядом с этим паровозом и прибывает нужная нам электричка.

Имея богатый российский опыт посадки с низкой платформы и учитывая бедненькую местную реальность, мы начали мысленно готовиться к обычному тягалову и погрузке велосипедов в стандартный высокий вагон. Обсудив, кто что хватает и в какой последовательности, мы вместе с накопившимся народом выдвинулись на платформу. И тут местные жители стали как-то странно на нас коситься - на лицах читалось "Куда это они собрались с велосипедами?!" Короче, за пять минут до прибытия поезда девушка, стоявшая рядом, сообщила, что с велосипедами в электричку нельзя. Это был, конечно, неожиданный удар по самолюбию, ведь еще дома, штудируя отчеты предшественников, мы читали, что можно-можно-можно!

Хорошо, что дергаться и нервничать пришлось недолго - через 5 минут к платформе подошло вот это современное чудо, распахнуло двери в свои низкопольные вагоны и мы, абсолютно не напрягаясь, просто завели свои велосипеды в вагон. Пристегнули их в положенном месте, заплатили проводнику по 3 евро за человека и 4,5 евро за велосипед, и, с трудом веря в произошедшее, поехали по Черногорской чудо дороге. Фото ниже сделано уже в Баре.

Описать это высокогорное путешествие со всеми его мостами, видами, горами, ущельями и реками невозможно. И сфотографировать ничего не получается - пока фокусируешься, выбираешь хоть какой-то ракурс, картинка меняется, на передний план выплывают какие-то ненужные кусты или столбы и всё, кадра нет. Но было очень красиво и очень высоко. В какой-то момент я бросила попытки хоть что-то снять во время движения и просто сидела не отрываясь от окна.

Единственный "удавшийся" кадр. Внизу обычного размера автомобильный мост. И это далеко не самая высокая точка дороги. И уж точно не самый красивый вид.

Еще есть кусочек видео. В какой-то момент внизу видна автомобильная дорога в виде тонкой ленточки.

А вот как едут местные. "Заоконные" красоты вероятно им давно приелись. Кстати, в Черногории все молодые девушки очень худые, и чем худее, тем огромнее солнечные очки. Красота страшная.:о)

Но вернемся еще немного к дороге. В относительно крупных населенных пунктах станции почему-то с плотно закрытыми окнами, хотя работник станции обязательно улыбающийся. Информация из интернета: "Вокзалы были построены в 60-70-е годы 20 века. Проделав титанический труд, проложив высоко в горах линию через 100 с лишним тоннелей только по территории Черногории, строители вокзалам значения не придали. Они и сейчас представляют собой безликие стеклобетонные прямоугольные коробки белого цвета, причем изрядно потертые."

А на мелких станциях стоят вообще какие-то странные домики, больше похожие на военное укрепление, чем на "зал ожидания". Если бы не современный поезд, полное ощущение, что попали в эпоху коммунистической Югославии.

Примерно через 2,5 часа прибыли в Вирпазар. На станции сразу же были окучены местным "турагентом". Быстро объяснили дяде, что мы не планируем оставаться в Вирпазаре и поедем вдоль озера на своих бесплатных велосипедах. Закупили еду в Voli, набрали воды из кранов с питьевой водой, которые стоят прям в сквере, и поехали вкручивать в гору.

Предстоял "небольшой" набор высоты. Вирпазар находится на нулевой высоте, и за первые примерно 12 км нам предстояло въехать на 500 метров. И дальше несколько раз значительный сброс и набор высоты. Поэтому, когда сразу за городом передний переключатель моего велосипеда отказался сбрасывать цепь на маленькую шестеренку, стало немного грустно. Попытка его реанимировать или перенастроить ничем хорошим не закончилась, начались нервные постукивания по колесу и шлему. Последнее помогло - я вдруг вспомнила что крайне редко, но бывают неожиданные инородные вкрапления в систему переключения. И точно - в переключатель сверху попал камень и именно он препятствует сбросу цепи.

В нашей велопрактике это второй или третий раз, попадания камня в такое неожиданное и в общем-то труднодоступное место. Как только вытряхнули из велосипеда все лишнее - переключение заработало.

Итак, крутим в горку. Чем выше, тем красивее вид на Шкодарское озеро (черногорский вариант названия Скада́рское озеро). Когда-то озеро являлось заливом Адриатического моря, но в настоящее время отделено от него перешейком. Максимальная глубина озера более 60 метров.

На озере много островов. На большинстве видимых островов есть строения, вроде бы это религиозные постройки или усыпальницы прежних черногорских вельмож.

Еще в начале подъема проехали пару деревень. В сезон туристы здесь ходят толпами - это популярный пеший маршрут вдоль часть береговой линии озера.
Под стогом можно рассмотреть козла или козу, неплохо устроился.

На придорожном инжире ни одного плода, а уж сколько мусора на обочинах! Не знаю, кто так ужасно мусорит, но убирать нужно самим черногорцам. А они почему-то не убирают, да и ни одного мусорного бака мы не встретили. Получается, что если человеку не претит выбросить мусор в кусты, то он его туда и выбросит, ибо больше некуда. А носить свой мусор в карманах пару часов не все согласны.

Где-то на этом красивом подъеме мы встретили двух "велотуристок" из Голландии. На арендованных пустых байках они неспеша крутили в горку, с остановками на фото и полюбоваться. И все бы закончилось так же мило, как начиналось, если бы одна из них не решила, что таки надо выжать из велосипеда и себя все что можно, включить самую высокую передачу и обогнать нас. Проезжая мимо из последних сил нам улыбнуться и спросить "Are you ok?". И ладно бы тетенькам было по шешнадцать лет, нет - около 40 наверное, и тут такой детский сад.

Ну ладно, пожелав им "ума и выдержки" мы поехали дальше, набирать свои 500 метров. А тети поехали взад. Вернее та, что нас таки обогнала поехала назад к своей спутнице, которая не смогла поддержать скоростной рывок.

Последняя деревня на этом участке.

Виноград частного собственника. Собственник, завидев меня издалека, на всякий случай громко сказал "No water!".:о) Да мне и не надо было, я только сфоткать хотела.

Перевалили очередной холм, теперь недолго вниз. Дорога очень красивая.

Внизу показалась деревня, через которую мы проезжали в начале подъема.

Последняя православная часовня и кладбище. Дальше начнутся минареты и мусульманские деревни. Въезжаем на территорию преимущественно населенную черногорскими албанцами.

Горы на том берегу уже албанские.

Минарет и серпантин в деревню. Нам туда не надо.

Горы здесь другие, совсем не такие в Дурмиторе. Горная порода какая-то более острая что ли. Короче, ночевать явно негде.

Попытались было набрать воды. На фото дорога, по которой мы приехали в эту точку и необычный колодец. На следующий день мы их встретим еще несколько.

Вода мутная - не стали рисковать. Может быть эти колодцы сделаны для скота - человек ведром зачерпывает воду и наливает ее в специальную каменную поилку, которую можно увидеть на предыдущем фото.

Пока мы изучали колодец, со стороны деревни появилось бодрое козье стадо.

С колокольчиком, как и положено, одна самая главная коза.
Интересно, как происходит выбор, какая именно коза самая подходящая для такой должности?! Вид у нее как у главнокомандующего.

На другом склоне в это время появилось еще одно стадо, и вот две эти команды с громким блеянием поскакали на встречу друг другу. Ну мы немного понаблюдали за этим необычным концертом и поехали дальше.

Световой день скоро закончится, солнце тут садится как-то очень резво.

Дорога проходит по краю горы, мест для лагеря по-прежнему нет. Хотя GPS обещает какую-то то ли полянку, то ли деревню, ну едем дальше, вариантов нет, а устали уже прилично.

И да, действительно небольшое выполаживание и деревня. На развилке бабуля продает всякое местное съестное, купили у нее сыра, сфоткала ее милого помощника. Стало немного веселее - возможно спать придется все-таки не стоя.

Медленно едем дальше, присматриваемся куда бы нырнуть. А нырнуть некуда, все занято деревенскими пастбищами и они огорожены каменными заборами. Возникает мысль перелезть через забор и заночевать на пастбище, все равно они сейчас пустуют. Разведка подтвердила, что за заборами и кустами прекрасные ровные поляны. Итак, сняв пару верхних камней с забора, что справа, быстро перенесли на поляну велики и баулы.

Ну еще пришлось обломать слегка шиповник, чтобы не разодрать себя и одежду.

Что еще надо усталому путнику?! Идеальное место - ровно и от дороги закрыты кустами.

Сыр, пршут и мой портрет с пршутом.

Прекрасно поужинали, выпили вина, немного посидели и, довольные собой и этим днем, пошли спать.

Записи из этого журнала по тегу «Черногория»

• 1
Камень в переклюке - классика жанра! Помнится, как-то пришлось переворачивать велик, чтобы камешек выпал (выковырнуть его отверткой не получалось).

Да, этим мы тоже когда-то в Крыму занимались. Вероятно, после энного раза выработается привычка, сначала проверить нет ли лишних пассажиров в переключателе, а уж потом расстраиваться.:о)